Алалия — нарушение речи при нормальном слухе и интеллекте, развивающееся на фоне органического поражения мозга в период до 3-го года жизни.
Многие дети с алалией не овладевают языком и остаются не говорящими или почти не говорящими даже при поступлении в школу.
На начальных этапах формирования речи у ребенка с алалией отсутствует потребность общения. Вместо связной речи ребёнок использует жесты. Дети не умеют отбирать факты. Не умеют находить нужные слова, забирают основное содержание, застревают на второстепенных деталях.
При выборе программы психокоррекционной реабилитации детей с алалией наши специалисты учитывают положение Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития ребенка. В первую очередь привлекаются ближайшие по функциональным ролям зоны мозга и, следовательно, ближайшие ассоциативные связи.
Реабилитационные мероприятия строятся таким образом, чтобы ребенок видел одновременно картинку, слово, написанное крупными, бросающимися в глаза печатными буквами, и слышал, как его произносит обучающий. Одновременное «обыгрывание» слова в разных модальностях активизирует соответствующие зоны мозга и способствует выработке необходимых связей между ними.