Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение, связанное с формированием и последующим развитием психических функций, навыков у ребят разного возраста. Может наблюдаться как отставание от нормы, так и отсутствие определенных функций. Сопровождается недостаточной степенью моторики, речи, памяти, самоконтроля. По статистике от ЗПР в той или иной форме страдают не менее 15% детей. Правильная медицинская, психологическая и педагогическая помощь способна существенно улучшить ситуацию: чем раньше родители обращаются за профессиональным лечением ЗПР, тем выше шансы на успех.
Какие симптомы характерны для ЗПР, когда проводить диагностику
Задержка психического развития сопровождается рядом прямых и косвенных симптомов:
- отставание от сверстников, проявляющееся в психоэмоциональной сфере: ребенок замкнут или лишен самоконтроля, страдает от перепадов настроения, чрезмерно стеснительный. Отдельно – запоздалые базовые навыки, например, умение самостоятельно одеваться, пить из чашки, иное;
- низкая концентрация внимания: ребенок не может сосредоточиться на одном занятии, он постоянно отвлекается и переключается на что-то новое;
- невозможность объективно воспринимать окружающую действительность, нарушение речевых навыков, минимальный словарный запас.
Если родители замечают снижение темпов развития, как психического, так и речевого – нужно сразу обращаться к врачу. Ранняя диагностика (в детсадовском возрасте) повышает шансы на эффективную коррекцию состояния.
Как проходит диагностика и лечение ЗПР
Постановка диагноза выполняется после проведения комплексной диагностики, лечением юных пациентов занимаются невролог, психолог, логопед, психиатр, дефектолог – формируется комиссия из врачей-специалистов. Проводится анализ анамнеза и условий жизни, нейропсихологическое тестирование, в некоторых случаях обязательно прохождение КТ и ЭЭГ головного мозга. Программа лечения разрабатывается в индивидуальном порядке, практикуется мультидисциплинарный подход: с ребенком занимаются медицинские специалисты разного профиля. Дополнительно может быть рекомендовано посещение коррекционного класса или специализированных учреждений, как дошкольных, так и средних образовательных.
В основе лечения – наглядность и постоянное повторение материалов, важна регулярная смена деятельности. Происходит развитие познавательных навыков, таких как внимание, память и мышление, а также эмоциональной и моторно-сенсорной сфер. Привлекаются арт- и игровая терапия, при речевых нарушениях – обязательна работа с логопедом.
Вы можете узнать больше о лечении или получить необходимую помощь, связавшись с представителем реацентра «Вместе» по телефону: